Темная Луна

Темная Луна

ВОЛШЕБНАЯ ЛУНА
 
ФорумчасовняКалендарьРегистрацияВход
время
нажми!

Руна дня



© «Astral-Vision»
Праздники славян
Праздники славян

Начать новую тему   Ответить на темуПоделиться | 
 

 Можно ли понять сказки не зная традиций, символики? Может, в них вся соль

Перейти вниз 
АвторСообщение
✫Велислава✫
Хрустальная Фея Форума
avatar

Женщина Сообщения : 24532
АФШОРНЫЙ СЧЁТ : 6094
Дата регистрации : 2011-09-05
Откуда : Луна
Настроение Настроение : Не суй мене, Господи ,куда мене не просят.

Лист персонажа
какая магия вам ближе: фиолетовая
какое у вас сегодня настроение?: сиренивое
что я узнал сегодня: я Хранительница тайных знаний мира Темной Луны!

СообщениеТема: Можно ли понять сказки не зная традиций, символики? Может, в них вся соль   Вт 3 Сен - 19:38

Можно ли понять сказки не зная традиций, символики? Может, в них вся соль...



 


Давайте-ка, вспомним! Ведь интересно на самом деле. Ко многим из них мы привыкли с детства, - настолько, что не замечаем разных нелепостей и необычностей - сказка же! А может, вся соль в этих странностях?

И вообще, можно ли понять наши сказки не зная истории, традиций, символики и прочих подобных вещей?

---------------



Вот что мне попалось сегодня:

  )

 



Колобок










За основу взят вариант сказки "Колобок" из сборника народных русских сказок Афанасьев А.Н. (1855-1863 г.г.):





Жил-был старик (Небо) со старухою (Мать-Сыра-Земля). Просит старик: "Испеки, старуха, колобок" ("Сотвори, Земля Человека", КоЛоБоК = ГоЛоВяК = ЧеЛоВеК).

- "Из чего печь-то? Муки нету".

- "Э-эх, старуха! По коробу (по горам) поскреби, по сусеку (по суше) помети; авось муки и наберется".



Взяла старуха крылышко (скребло(1) крыло), по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки (праха земли) пригоршни с две. Замесила на сметане (из глины = земли), изжарила в масле (огнём, жаром помазала - оживила) и положила на окошечко постудить (на ветер - вдохнуть душу). [more]



Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился (побежал) - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.



Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц(2) (Тьма): "Колобок, колобок! Я тебя съем".

- "Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою", - сказал колобок и запел:



Я по коробу скребен (Я по горам скребён),

По сусеку метен (По суше метён),

На сметане мешон (На воде мешон),

Да в масле пряжон (В огне печон).

На окошке стужон (На ветру стужон);

Я у дедушки ушел3 (Я от Неба рождён),

Я у бабушки ушел3 (Я от Земли рождён),

У тебя, зайца, не хитро уйти4 (От тебя, Тьма, не хитро уйти)!




И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..



Катится колобок, а навстречу ему волк(2) (Тьма): "Колобок, колобок! Я тебя съем!"

- "Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!"



Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я у дедушки ушел,

Я у бабушки ушел,

Я у зайца ушел,

У тебя, волка, не хитро уйти!



И покатился себе дальше; только волк его и видел!..



Катится колобок, а навстречу ему медведь(2) (Тьма): "Колобок, колобок! Я тебя съем".

- "Где тебе, косолапому, съесть меня!"



Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я у дедушки ушел,

Я у бабушки ушел,

Я у зайца ушел,

Я у волка ушел,

У тебя, медведь, не хитро уйти!



И опять укатился; только медведь его и видел!..



Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса(2) (Тьма): "Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький". А колобок запел:



Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я у дедушки ушел,

Я у бабушки ушел,

Я у зайца ушел,

Я у волка ушел,

У медведя ушел,

У тебя, лиса, и подавно уйду!



"Какая славная песенка! - сказала лиса. - Но ведь я, колобок, стара (такая же древняя, как Небо и Земля) стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче". Колобок вскочил лисе на мордочку(5) и запел ту же песню. "Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок", - сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса - ам его! и скушала(6).





[1] - "скребло - то же, что скребок в 1 знач. Каменные скребла первобытного человека". (Ушаков).





[2]
- заяц, волк, медведь и лиса - лесные звери, а лес всегда ассоциировался у славян с Тьмой (тёмный лес), противоположностью Света.



"В целом для семантики волшебной сказки типично сохранение важнейшего мифологического противопоставления свой - чужой (характеризующее отношения героя и его антагониста), которое проецируется на различные плоскости: дом - лес (ребёнок - баба-яга), наше царство - иное царство (молодец - змей), родная семья - неродная семья (падчерица - мачеха) и т. п."; "Противопоставление близкий - далёкий в славянской мифологии указывает на структуру пространства (по горизонтали) и времени: ср. «свой дом» - «тридевятое царство» в русских сказках, образы пути-дороги, моста, дали, давние и новые времена.; Дом - лес - конкретный вариант противопоставления близкий - далёкий и реализация оппозиции свой - чужой; воплощается в образах человека и зверя (напр., медведя)". (Энциклопедия Мифы народов мира).





[3] - ушёл "отделился", "удалился", поэтому "родился", также можно описать словом ушёл.





[4] - не хитро уйти - вполне разумная логика - если уж смог от Света и Воды (Неба и Земли) отделиться (родиться), то и Тьме не поглотить-съесть.





[5] - морда и смерть - однокоренные слова (морт = мерт), поэтому Тьма в конце-концов и съедает Колобка-Человека в образе хитрой лисы-смерти.



[6] - Вот и спел Колобок свою песню. Так завершается земной путь Колобка-Человека - от рождения (сотворения) до смерти. Сравните спеть (песню), спеть (созревать), успение (смерть) и успеть (к сроку - назначенный, установленный момент, время исполнения или наступления чего-либо).





Мифы Народов Мира. Индоевропейская мифология:



В общеиндоевропейской мифологической системе главный объект обозначался основой deiuo, «дневное сияющее небо», понимаемое как верховное божество. В соответствии со структурой большой патриархальной семьи, возглавляемой отцом-«патриархом», это верховное божество выступает как «бог-отец». Находящемуся на небе отцу - сияющему небу соответствует оплодотворяемая небом обожествляемая земля (часто в противоположность светлому богу - «тёмная», «чёрная») как женское божество - мать. Специализированный мифологический образ земли обнаруживается в таких индоевропейских традициях, как иранская и славянская: авест. Ardv Sra Anahita (Ардвисура Анахита, богиня плодородия, плодоносящей влаги), рус. «мать сыра земля» (где Sura этимологически совпадает с «сыра»).



Плодотворящая функция земли отражена в общеиндоевропейском мифологическом мотиве человека, происходящего от земли: ср. лат. homo, «человек», готск. guma, литов. mns, «люди», слова того же корня, что и «земля» - лат. humus, литов. m и т. д. (ср. также типологически сходный мотив происхождения человека из глины в древнеближневосточных мифологиях).



Наличие таких сложных сочетаний, как др.-инд. dyav-prthiv, «небо-земля», дает основание предполагать мифологический мотив единства неба и земли как некой древней супружеской пары - прародителей всего сущего.



Человек ведёт свою родословную от земли как женского (материнского) начала;




Типологические аналогии (и некоторые древние тексты, в частности греческие и анатолийские) позволяют предположить древний мифологический мотив разъединения неба и земли (античный миф об Уране и Гее).



Наряду c этими мотивами к И. м. может быть отнесён ряд сюжетов о небесном огне - солнце и его земных воплощениях, в частности в ритуалах... По сходным причинам к общеиндоевропейскому наследию можно отнести и ряд мифов, описывающих творение вселенной из хаоса во всей полноте её состава: небо - земля, день - ночь, вода - суша, солнце - месяц, растения - животные - человек, родоначальник культурной традиции.




Индоевропейский миф о происхождении человека от Неба и Земли, фактически описан в русской народной сказке Колобок, хотя не исключено, что сказка Колобок описывает вечную борьбу сына Неба - Солнца с Тьмой.



--------------------

Когда судьба ставит тебе палки в колёса, ломаются лишь негодные спицы.

инфо

_________________
Не суй мене, Господи ,куда мене не просят

В жизни все гораздо проще чем мы думаем.
Разбрасывая " подарки" надо всегда помнить, что он может(вами же заряженный) остаться в ваших руках.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://www.darkmoon-forum.ru/
 
Можно ли понять сказки не зная традиций, символики? Может, в них вся соль
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы можете отвечать на сообщения
Темная Луна :: Кабинеты :: Помощь для гостей форума-
Начать новую тему   Ответить на темуПерейти:  
Создать форум | © phpBB | Бесплатный форум поддержки | Контакты | Сообщить о нарушении | Завести блог на blog2x2.ru